МЫ СНОВА ВМЕСТЕ!
Вынужденная пауза, связанная с серьезными финансовыми проблемами – последний номер «Шапсугии» вышел 5 сентября 2013 года, – изрядно затянулась. Для сотрудников редакции и для наших постоянных читателей. Все прошедшие месяцы руководство «Адыгэ Хасэ» активно занималось поиском средств, необходимых для издания газеты.
И хотя финансовая проблема продолжает оставаться острой возобновить выпуск газеты позволил грант администрации Краснодарского края, выделенный «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов на 2-е полугодие текущего года. Как и прежде, «Шапсугия» будет по подписке попадать в каждую адыгскую семью, проживающую в Лазаревском и Туапсинском районах, а также в крупные организации и предприятия региона. Первый номер 2014 года, который вы держите в своих руках, является тематическим – он целиком посвящен минувшей Олимпиаде в Сочи, вернее, культурной ее части, где был весьма широко и достойно представлен коренной народ, на земле которого столь успешно прошли Зимние игры. Предлагаемые вашему вниманию материалы, подготовленные главным редактором Анзором Нибо, из-за вынужденного «простоя» «Шапсугии», оперативно – в ходе самой Олимпиады – публиковались в разных изданиях – «Адыгэ макъ» (Адыгея), «Адыгэ псалъэ» (КБР), «Черкес хэку» (КЧР) и «Новости Сочи», а также были размещены в интернете.
Этот и последующие номера газеты выйдут в обновленном дизайне, который, очень хочется надеяться, понравится читателям. Вас ждет еще немало интересного: помимо текущих событий, свидетелями и участниками которых нам предстоит стать, «Шапсугия» подробно расскажет также о том, что интересного происходило в регионе и за его пределами в последние месяцы. Итак, мы продолжаем…
Шапсугия
Шапсугия запись закреплена
Подписывайтесь на канал в Дзен и будьте в курсе событий.
Шапсугия запись закреплена
Шапсугия запись закреплена
Шапсугия запись закреплена
Неделя учителя пройдет в Адыгее до 10 октября
Для педагогов Адыгеи 5 октября – двойной праздник! Традиционно День учителя в нашем регионе совпадает с Днем Республики Адыгея. Роль учителя неоценима в формировании личности. По словам главы региона, учителя закладывают основы будущего для каждого нового поколения, которому предстоит продолжать развивать республику и всю страну. Поэтому профессия педагога всегда будет оставаться одной из самых важных и востребованных.
Накануне 30-летия Республики Адыгея глава региона Мурат Кумпилов вручил государственные награды профессионалам, добившимся выдающихся успехов в своей работе и общественной деятельности. В их числе высоко отмечен и труд педагогов. Так, благодарностью Президента России награждены учитель СОШ № 11 города Майкопа Вера Шимек, замдиректора СОШ №10 Майкопского района Олег Балабанчук, учитель Адыгейской республиканской гимназии Карина Кочкарова.
«Благодаря таким профессионалам, как вы, республика вместе со всей страной продолжает уверенно идти вперед. Убежден, вы и дальше будете приумножать профессиональные традиции, продолжите способствовать всестороннему развитию Адыгеи», – сказал, обращаясь ко всем награжденным, Мурат Кумпилов.
Неделя учителя проходит в России с 4 октября, в этот день стартовал Всемирный конгресс школьных учителей истории. 5 октября в РФ стартуют
два Всероссийских профессиональных конкурса: «Воспитатель года России – 2021» и «Директор года России – 2021», а также пройдет испытание первого очного тура для специалистов дошкольных образовательных организаций «Моя педагогическая находка» в рамках конкурса «Воспитатель года России – 2021». А в соцсети «Одноклассники» Минпросвещения России будет запущен тематический стикерпак, приуроченный к Всемирному дню учителя. 6 октября 85 финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» примут участие в мероприятиях Московского международного салона образования.
Также 6 октября в рамках Недели учителя в Клипах ВКонтакте будет запущен челлендж #КлассныйЧас с участием учителей. 7 и 8 октября пройдут испытания второго и завершающего туров конкурсов «Воспитатель года России – 2021» и «Директор года России – 2021», состоится подведение их итогов.
9 октября стартует знаковое мероприятие Недели учителя – Всероссийский форум классных руководителей. 10 октября Министр просвещения Сергей Кравцов проведет Всероссийский экспертный педагогический совет, в этот день также будет подписан меморандум о развитии и поддержке классного руководства. Завершит день праздничный концерт, посвященный Дню учителя, который пройдет в Москве в Государственном Кремлевском дворце и на котором Министр просвещения Сергей Кравцов наградит победителей профессиональных конкурсов.
Шапсугия запись закреплена
Пантеон языческих богов адыгов, убыхов и абхазов
На Черноморском побережье Кавказа ни православное христианство, проникающее в IV в. из Византии, ни ислам суннитского толка, распространившийся с XV-XVI вв. из Турции, не смогли вытеснить древние языческие верования.
Показать полностью.
Адыги. Ахын считается покровителем рогатого скота. Существует фамилия Тхагуакхо, в переводе «пастух божий», которая в известное время приводит в заповедную рощу корову и привязывает там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова.
Убыхи покровителем животноводства почитали Ахына. Центральным местом поклонения ему считалась священная роща в устье реки Шахе. Убыхи представляли Ахына в виде могучего скотовода с пастушеским посохом в руках. Он мог перепрыгивать с горы на гору. Сохранившиеся предания считают Ахына прародителем убыхов.
В жертву богу кузни приносили козла, петухов, кур и пр. Если желали особенно ему угодить, то резали белого козла с большой бородой и рогами. Кузня служила, кроме того, местом проклинания и дачи очистительных клятв и присяг. В день свадьбы невесту, когда она впервые переступала порог дома мужа, проводили «под железом», то есть скрещивали над её головою кинжалы для очищения её от грехов.
Адыги. Покровителем хлебопашцев считается божество Созерис. Пришествия его горцы ожидают и празднуют его ежегодно в декабре. К этому времени вносится в дом сук о семи ветвях известного дерева, называемого Гамшхут; к ветвям прикрепляются свечи из жёлтого воска, пирожки и кусочки сыра. В ожидании сказанного пришествия, мужчины, сняв шапки, произносят известные формулы молитв. Созериса почитают мореплавателем и прибытия его ожидают морем.
Почти совершенно забыты божества Анапа-нага, ведавшие всеми произведениями земли, дух хлопка и льна Квиквину и богиня мукомолья Саунау. В период созревания урожая устраивали моление Нанхва в честь великой матери плодородия земли.
Адыги. Ахын считается покровителем рогатого скота. Существует фамилия Тхагуакхо, в переводе «пастух божий», которая в известное время приводит в заповедную рощу корову и привязывает там к её рогам кусок хлеба и кусок сыра. Окрестные жители толпою сопровождают её в рощу и закалывают там; она и называется: ахинова корова.
Убыхи покровителем животноводства почитали Ахына. Центральным местом поклонения ему считалась священная роща в устье реки Шахе. Убыхи представляли Ахына в виде могучего скотовода с пастушеским посохом в руках. Он мог перепрыгивать с горы на гору. Сохранившиеся предания считают Ахына прародителем убыхов.
Шапсугия запись закреплена
Бесленеевы: путешествие из Шапсугии в Бесленей
Меня как представителя фамилии Бесленеевых всегда интересовало, откуда произошла моя фамилия, кто был ее родоначальником, откуда мы прибыли в Хумару. В поисках ответов на свои вопросы пришлось обратиться к трудам адыгского писателя, историка, этнографа Султана Хан-Гирея, а также профессора И.Х.Калмыкова, историка Х-М.Д. Темирова. Султан Хан-Гирей писал биографии знаменитых адыгов и очерки о быте черкесов. В их числе — очерк «Беслиний Абат».
Показать полностью.
Названия адыгских племен происходят от мужских имен. Так возникли фамилии Бесленеевых, Кабардаевых, Жановых, Хатукаевых, Мямхяговых, Темиргоевых, Кемовых. Представители этих фамилий сейчас проживают в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Мой отец Бесленееев Клич-Герий, его братья Исмаил, Джемаль, Хан-Герий говорили мне о том, что наша фамилия произошла от Беслиния Абата.
***
Шапсугское племя в начале ХIХ века считалось самым многочисленным и сильным среди черкесских племен и состояло из пяти союзных родов, находившихся под предводительством Абата: Кобли, Схопте, Севотох, Натхо и Нетдахо. Первые три клана проживали на речке Шапсхо и стали основателями Шапсугского племени, название которого, вероятно, произошло от названия речки. Впоследствии Шапсугское племя выдвинулось к северным предгорьям и равнинам.
Шапсугское племя делилось на орк (или дворян), тльфокотль (или земледельцев) и крестьян. Оно состояло из трех главных союзов или соприсяжничеств. В первый входило более тридцати кланов, он был известен под общим названием Кобли, второй — Хохо-Севотох, а третий — Схопте. В двух последних союзах насчитывалось до двадцати кланов.
Беслиний Абат происходил от древних представителей шапсугского племени. Отец его пользовался большим уважением даже за пределами своей Родины. К его мнению прислушивались, его дружбой дорожили. В семье Беслиний Абат был старшим ребенком и воспитывался в Бесленеевском племени, по названию которого ему и было дано имя. Один из его сыновей был воспитан в Убыхском племени и, соответственно, получил имя Убых.
К сожалению, сегодня мы мало знаем о Бесленеевых (Бесланеевых) и Абатовых, проживающих в Кабардино-Балкарии и Адыгее, не знаем, какая взаимосвязь существует между нашими родами.
Беслиний Абат отличался отвагой, умением влиять на других, гибким умом. Уже в молодости он принимал активное участие в общественных делах племени, хотя это была привилегия пожилых его соплеменников.
Беслиний Абат имел обширные связи среди черкесских племен. Без его участия не происходило каких-нибудь значительных событий. Благодаря ловкости ума, знанию обычаев, способности убеждать он везде был необходимым человеком.
В 1825 году Беслиний Абат отправился с несколькими старшинами в Константинополь с целью обратить внимание турецкого правительства на черкесские дела. Он говорил там от имени всех соплеменников. В результате для управления краем был назначен новый комендант вместо старого и корыстолюбивого паши. Это был Хаджи-Хасан-паша, важный сановник в звании главнокомандующего (сераскира), человек с большими способностями ума.
Началась война России с Турцией, и Порте не удалось утвердить свою власть над Черкесией. Беслиний хотел узнать, действительно ли черкесы остались согласно Адмианопольскому миру за Россией. С этой целью он в 1828 году снова отправляется в Константинополь в числе шапсугских делегатов. Приняли их очень тепло, но не рассказали, что по воле победителя восточный берег Черного моря теперь принадлежит России. Прозорливый Беслиний понял то, что от него скрывали. Абат выехал из Константинополя уже без надежды на Турцию.
В 1834 году по высочайшему соизволению в Петербург были направлены малолетние горцы для воспитания в кадетских корпусах. Среди них был и сын Абата Алий. Вместе с детьми в Петербург приехали и почетные страшины различных племен, в том числе и Абат.
Деятельный и беспокойный ум Абата был всегда занят политикой. Он помышлял о том, чтобы соединить будущее своей родины с Россией. Объединить адыгские племена, установить на их земле мир и порядок — это было целью Абата. Он верно оценил предательскую роль Турции по отношению к адыгам.
Весной 1837 года примерно в возрасте 67 лет Беслиний Абат умер. «Подобные Беслинию люди, умные, бесстрашные и самоотверженные в делах, благонамеренные, склонные к порядку, чрезвычайно важны и в некоторых отношениях необходимы для блага нашей страны, а между тем таких людей там уже нет!» Так говорил великий адыгский писатель Султан Хан-Гирей.
Как уже было сказано, старший сын Абата Алий в 1834 году стал воспитанником Петербуржского кадетского корпуса. В 1837 году после смерти отца Алий вынужден был прервать учебу и вернуться на Кавказ. Он поселился в ауле Хумара.
Почему выбор пал на Хумару? Общеизвестно, что Беслиний Абат имел дружеские отношения с Абуковым Алием. Они познакомились, будучи в составе делегации, посетившей Константинополь.
Предки хумаринцев проживали близ города Пятигорска почти 500 лет. Это были фамилии Абуковых, Дзамыховых, Цаговых, Джатежевых, Дугужевых и др. В 1725 году жители этого крупного населенного пункта переселились в долину реки Кума и основали аул Абуковский (ныне аул Первомайский). Причина — притеснения в результате военных действий царских войск.
В 1803 году во время раздела имущества между братьями Абуковыми возник спор и Абуков Алий был вынужден обосноваться на правом берегу реки Кубань в устье речки Маара. Однако это место оказалось неудачным: из-за разливов рек разрушались хижины, погибал скот. В 1825 году Абуков Алий принял решение переселиться по Хумаринскому ущелью в долину Бохшаколы (ныне поселок Кубрань), на земли, унаследованные от отца. И именно сюда, в долину Бохшаколы, прибыл Алий Бесленеев предположительно в 1837–1840 годах.
В 1862 году аульчане стали переселяться на нынешнее место жительства у подножия горы Калеж, что находится в двух километрах севернее долины Бохшаколы.
Первыми переселенцами были Гукемухов Тым и Цагов Осман. В 1863 году переселились семьи Абукова Алия, Астежева Османа, Дзамыхова Темрюко, Дугужева Герендуко, Темирова Хатыжа, Тлепсерукова Хатыжа, Дугужева Ибрагима, Джатежева Калмыка, Дышекова Османа, Коблева Дашена, Ешерова Евжуко, Тамбиева Хапаша, Хожева Цуко, Бесленеева Алия. Всего по официальным данным, основателями аула Хумара являются 16 семей. Население его тогда составляло всего 120 человек.
По данным Е.Д. Филицина, в 1884 году население аула Хумара составляло уже 268 человек, из них 160 — кабардинцев, 41 — бесленеевцев и 67 — абазин.
Алий Бесленеев в ауле имел хороший авторитет и считался одним из богатых людей. Семья Алия состояла из 41 человека. У него было четыре сына (Карах, Заракуш, Харун и Салих) и две дочери (Ума и Нашхо).
Семья Алия занималась скотоводством. Ему принадлежали пахотные, пастбищные угодья, отгонные пастбища. Продавали свой скот в Ставрополе, Армавире, Нальчике. Особой гордостью Бесленеевых был принадлежащий им табун лошадей. Бесленеевы разводили лошадей и для продажи. Коневодство считалось в народе благородным занятием, поэтому адыги всегда поощряли его.
Семья Алия занималась и пчеловодством. По состоянию на начало ХХ века хозяйство Бесленеева Харуна Алиевича насчитывало 750 лошадей, 4170 овец, 440 голов крупного рогатого скота и 2100 пчелосемей.
Для сравнения: в 1941 году в колхозе им. 18 партсъезда поголовье скота составляло: 416 лошадей, 683 головы крупного рогатого скота, 1985 овец и 96 пчелосемей.
Автор книги «Хумара и хумаринцы» Темиров Х-М. Дж. приводит данные о хозяйстве еще одного зажиточного аульчанина — Гукемухова Идриса, у которого было 640 лошадей, 630 голов крупного рогатого скота, 3400 овец, 1700 пчелосемей. Известно, что женой Гукемухова Идриса была Бесленеева Ума — дочь Алия. Мать втайне от всех родственников в качестве приданного подарила своей дочке все сбрежения семьи. На этом и разбогатела семья Идриса. Сегодня потомки Идриса Гукемухова хорошо знают о своем родстве с фамилией Бесленеевых и поддерживают тесные отношения с нами.
В 1870 году в ауле Хумара одним из первых, кто построил турлучный дом (длинный дом), крытый железом, был Бесленеев Харун. У него было пять сыновей (Исмаил, Джемаль, Хан-Герий, Хаз-Герий, Клич-Герий) и дочь Зурият.
Жилище условно делилось на несколько частей. В одной большой комнате жили родители с детьми, в другой — новобрачные или взрослые дети. Каждая комната имела отдельный вход. Позднее для женатых своих старших сыновей Исмаила и Джемаля отец рядом построил отдельные дома. Был также дом для приема гостей — кунацкая. Ее всегда содержали в чистоте, обставляли лучшей мебелью, стены украшали коврами, циновками и музыкальными инструментами. Наряду с жилыми домами во дворе имелась отдельная кухня с дымарем. На кухне питались дети, а взрослые члены семьи — в «большом доме». Имелись надворные постройки — конюшни, скотный двор, курятник, а также хранилища для кукурузы, зерна имелись в достаточном количестве.
Черкесы отличались гостеприимством. По обычаю, приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую и провести там столько дней, сколько требовалось ему для отдыха и решения своих дел. Бесленеевы для высокого гостя, как правило, приносили в жертву молодого жеребца. Обычно обед для гостя состоял из вареной баранины, говяжьего отвара, различных яичниц, молочных продуктов, вареных кур с подливкой из красного перца, жареной баранины с медом, рассыпного проса со сметаной, буйволиного аймака и сладких прирожков.
Бесленеевы были в куначеских отношениях с родами Докшоковых, Адыгешаовых, Абуковых, Абатовых, Бесланоко.
С 1915 по 1917 годы старшиной аула Хумара был Бесленеев Кучук.
В 1935 году во время раскулачивания был выслан в Среднюю Азию Бесленеев Заракуш, в Пятигорской тюрьме сидели Бесленеевы Ахмед, Юсуф, Хаджи-Мусса и Умар. Ахмед и Юсуф умерли там. В конфискованном доме Заракуша Бесленеева был открыт клуб, на базе его хозяйства создали колхоз. Остальные сыновья Алия не были репрессированы лишь потому, что их хозяйства были конфискованы.
С 1943 по 1950 годы директором аульской школы работал Бесленеев Джемаль Х., с 2004 года по настоящее время заведующей детским садом работает Бесленеева Елизавета Ш., заведующей фельдшерско-акушерским пунктом — Бесленеева Фатя Айсовна. Кандидатами наук стали Бесленеев Залим Д., Бесленеев Альберт Д., Бесленеев Мурадин С. и Бесленеева Саният?З. Большими ценителями языка, обычаев и нравов были сказатели Джемель Х. и Хаджи-Исхак З. Бесленеевы.
Время не стоит на месте. Меняется общественный строй, а вместе с ним и человеческие ценности. Обычаи и традиции народа, адат и адыгэ намыс должны сохраняться. А знание истории своего рода, народа помогут нам быть преданными своей родине.
Умар БЕСЛЕНЕЕВ,
заслуженный работник госслужбы КЧР.
Названия адыгских племен происходят от мужских имен. Так возникли фамилии Бесленеевых, Кабардаевых, Жановых, Хатукаевых, Мямхяговых, Темиргоевых, Кемовых. Представители этих фамилий сейчас проживают в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Мой отец Бесленееев Клич-Герий, его братья Исмаил, Джемаль, Хан-Герий говорили мне о том, что наша фамилия произошла от Беслиния Абата.
Живет в народе память о героях
В годы Великой Отечественной войны из Шапсугского (ныне Лазаревского) района, в котором накануне дня нападения фашистской Германии на Советский Союз проживало порядка 4-х тысяч представителей коренного народа, на фронт ушли более тысячи адыгов. По-разному сложилась их судьба. Многим было суждено вернуться на родину, но немало наших земляков сложили свои головы на полях сражений, нашли последний приют в братских могилах. Судьбы десятков шапсугов до сих пор, к сожалению, пока не установлены. Причерноморские адыги, проявившие в борьбе с врагом величайшие примеры мужества и отваги, дали стране сотни орденоносцев, заслуживших безграничные почет и уважение в народе, а также личные благодарности от Верховного Главнокомандующего. Двое шапсугов – уроженец аула Большой Кичмай Айдамир Ачмизов и Исмаил Тхагушев из Малого Псеушхо – посмертно были удостоены высокого звания Героев Советского Союза.
В разные годы имена павших шапсугов-фронтовиков были увековечены в памятниках, обелисках, стелах и мемориалах, установленных как в их родных аулах, так и в местах гибели практически на всей территории страны, а также зарубежных государствах – в Подмосковье, Ленинградской области, под Сталинградом, Курском, в Белоруссии, на Украине, Польше, Румынии, Чехословакии, Германии…
В начале 90-х годов школьники Шапсугии, собравшиеся на свой первый слет, приняли решение заняться поиском и систематизацией сведений о своих земляках, чтобы впоследствии выпустить Книгу Памяти, на страницах которой было бы указано и сохранено для истории имя каждого шапсуга-участника Великой Отечественной. В 1994 году этот общественно-значимый проект был успешно реализован. Многие годы жители Причерноморской Шапсугии делали все возможное, чтобы сохранить для потомков и имена наших славных Героев – Исмаила Тхагушева и Айдамира Ачмизова.
В 1963 году в Большом Кичмае, во дворе местной школы, в торжественной обстановке был установлен бюст Айдамиру Ахмедовичу Ачмизову. Годом ранее, 9 мая 62-го, в ауле Новкус-Артезиан Ставропольского края, где в 1943 году погиб наш земляк, на его могиле, которую с благодарностью почитают местные жители, был открыт точно такой же памятник. Некоторое время спустя именем Ачмизова была названа его родная школа в Большом Кичмае, а в образовательном учреждении аула Хаджико, где несколько месяцев до начала войны он проработал директором, установлен барельеф Героя. В 1982 году в спортивном комплексе гостиницы «Дагомыс» прошел первый Всесоюзный турнир по самбо, посвященный памяти Айдамира Ачмизова, собравший более четырехсот сильнейших мастеров борьбы со всей страны. Кстати, совсем недавно принято принципиальное решение ходатайствовать перед Федерацией самбо России о проведении подобного соревнования в Сочи в сентябре текущего года.
Имя другого славного шапсуга Героя Советского Союза Исмаила Халяловича Тхагушева, погибшего в Житомирской области на Украине в 1943 году, также широко почитаемо в народе. За его могилой в селе Лещин ухаживают местные жители, здесь ежегодно проходят памятные мероприятия в честь нашего земляка. В 1965 году на родине Тхагушева, в ауле Малое Псеушхо, был установлен памятник, на котором высечены имена Исмаила и всех аульчан, погибших на фронтах. В 1989 году одна из главных улиц Малого Псеушхо была названа в честь Тхагушева, а в 1997 году по ходатайству Адыгэ Хасэ причерноморских шапсугов, участников слета школьников Шапсугии, местной общественности средней школе № 12 села Георгиевское, расположенного по соседству с Малым Псеушхо, где, к сожалению, давно нет своего образовательного учреждения, было присвоено имя Героя, здесь же установили барельеф в его честь.
В прошлом году в Георгиевском, по инициативе тренера детской секции дзюдо Аслана Шхалахова, был проведен первый турнир по дзюдо, в котором приняли участие юные спортсмены из Туапсе, Цыпки, Георгиевского и Малого Псеушхо.
Интересно проследить, как сложились судьбы родных и близких Айдамира и Исмаила.
У Ахмеда Ачмизова, отца Героя, было 5 детей: Айдамир, Махмуд, Хаджифатима, Сурет и Кука.
Махмуд, после которого остались три дочери, участвовал в войне, пропал без вести при обороне Крыма весной 1942 года. Дочери Махмуда (ныне они на пенсии) всю жизнь честно проработали в разных областях деятельности: Марет (у нее сын и дочь) – в сфере торговли города Сочи, Альмет, мать двух детей, – воспитателем в детском саду аула Большой Кичмай, Мерем (у нее 3 дочери и сын) – в совхозе.
Хаджифатима работала в местном совхозе. Ушла из жизни в 91-ом году. Вырастила троих сыновей и дочь. Даулет (у него одна дочь) работал мастером на знаменитой обувной фабрике «Скороход» в Ленинграде. Умер в 1980 году. Ильяс, отец трёх сыновей, некоторое время работал учителем в школе аула Большой Кичмай, затем в местном совхозе. Умер в 1984 году. Рамазан (у него две дочери и сын) трудился в системе Сочинских электросетей, ушел из жизни в 1999 году. Дочь Даханаг работает в сочинском санатории «Правда».
Сурет, посвятившая себя труду в сельском хозяйстве, мать сына и трех дочерей, умерла в 1969 году. Ее сын, Касим, погиб на Украинском фронте. Его судьбу уже в мирное время помогли установить местные поисковики. Дочь Нафсет, ей 85 лет, много лет назад вышла замуж и живет в чеченском селении Ножай-Юрт. Всю жизнь проработала в местной школе учителем математики и директором. У нее 3 сына и 3 дочери. Шамсет, ушедшая из жизни в 1983 году, была прекрасным учителем истории, много лет проработала в средней школе поселка Головинка. У нее один сын. Гошемид умерла в 93-ем. Трудилась в совхозе, была агрономом. Она вырастила сына и дочь.
Кука, еще одна сестра Айдамира, имела сына Тахира, который много лет проработал бухгалтером в совхозе, секретарем в Кичмайском сельсовете (племянник Героя ушел из жизни в 1981 году – у него пять дочерей и сын), а также дочь Брамхан. Умерла в 1938 году.
Сам Айдамир до ухода на фронт успел жениться и создать семью. Его супруга, Фиж Исхаковна, ныне живет в поселке Лазаревское. Ей 83 года. Долгое время, до ухода на пенсию, она работала сестрой-хозяйкой в больнице. Был у Героя и сын, Александр. Он скоропостижно ушел из жизни четыре года назад. Работал токарем на одном из заводов в Белоруссии, затем в плодосовхозе «Лазаревский» в поселке Шхафит, а в последние годы – на строительстве местной газомагистрали. Супруга Александра, Зарета Кримчериевна, работает учителем начальных классов в средней школе № 80 поселка Лазаревское. Двое детей Александра, внук Айдамира Ачмизова Рашид (заканчивает школу) и внучка Марина (учится в Сочинском политехническом институте), достойны памяти деда, часто бывают в его родном ауле.
У Халяла Тхагушева, кроме Исмаила, были еще дочь, Зарет, и сын Ахмед.
Ахмед, неоднократно бывавший на могиле погибшего брата, работал в совхозе, ушел из жизни восемь лет назад. У него остались две дочери (Светлана живет в селе Георгиевском, работает медсестрой в больнице Туапсинского морского порта, Сарет – в селе Цыпка, работает библиотекарем) и два сына – Исмаил (трудится в сельском хозяйстве) и Абдул (сотрудник охраны компании «ЮТК») проживают в родном ауле.
Зарет Халяловна Куадже (Тхагушева) живет в Малом Псеушхо. Всю жизнь трудилась в совхозе. Ей 80-т лет.